В.12 Религиозная реформация. Социальная философия эпохи Возрождения.

Реформация (религиозная)

социальное движение в XVI столетии, охватившее мелкую буржуазию городов и широкие круги крестьянства, направленное против средневековой эксплуатации во всех ее видах. По условиям того времени оно неизбежно должно было принять религиозную форму ввиду неразвитости общественных отношений и преобладания церковности во всех областях гражданской жизни. Коренной причиной реформации является экономический гнет господствующих классов: духовенства во главе с папой, патрициата городов и феодалов в деревнях. Наряду с этим большую роль также сыграло разложение католической церкви, выродившейся в голое орудие насилия и вымогательства и превратившей религию в свод безжизненных формальностей и обрядов. Могущественным толчком к началу реформации послужили великие открытия XIV и XV в.в. (изобретение книгопечатания, усовершенствование артиллерии, открытие Америки и т. д.), расширившие умственный кругозор и способствовавшие развитию критической мысли буржуазии. Реформационное движение было начато Лютером в 1520 году (сожжение папской буллы) и швейцарскими проповедниками, протестовавшими против продажи папских индульгенций (1518 г. - Цвингли). Внешним результатом реформационного движения явилось новое христианское учение - протестантизм в обеих его формах - лютеранской и реформатской церкви. Социальный же результат заключался в эмансипации торговой буржуазии от пут феодального строя. Реформационное движение ознаменовалось, на протяжении десятилетий, кровавыми столкновениями между враждующими лагерями. Наиболее выдающимися событиями этого рода являются: крестьянская война в Германии, Мюнстерское восстание, 30-летняя война и т. д.

Для эпохи Возрождения было характерно не только повышение интереса к человеку, но и большой интерес к проблеме государства, устройства общества, взаимоотношений Церкви и государственных институтов, верующих. Данная проблематика нашла отражение в социально-политической философии эпохи Возрождения, основными направлениями которой были:

• философия Реформации;

• политическая философия;

• философия социалистов-утопистов.

Гуманистический антропоцентризм социальной философии Возрождения выразился в ее трех главных идеях. Во-первых, мыслители Возрождения обратили внимание на то, живых индивидов, борьбой страстей, характеров, воль конкретных личностей, что человеческая история является историей не абстрактных народов, а действий играющих часто решающую роль. Реальные индивиды ставят перед собой определенные цели, стремятся их реализовать. Из таких действий в конечном итоге и складывается история. Во-вторых, они подчеркнули, что политическая борьба выступает как борьба новых сословий со старыми, консервативными, пытающимися сохранить старые устои, традиции, социальные институты и т.д. Особенно заметна эта борьба вокруг сохранения прежней роли католической церкви, религии. На материале истории Италии, Франции, Германии они убедительно показали характер политической борьбы своего времени. И, наконец, в-третьих, они убедительно доказали – стоит в этой связи отметить Макиавелли, – что часто в основе всей социально-политической борьбы лежат интересы собственности. За борьбой страстей и характеров скрываются имущественные отношения, а отнюдь не одни романтические порывы, как представляется при поверхностном наблюдении.



На смену средневековой философии истории приходит новая философия истории, в которую проникают такие идеи, как идея прогресса, особенно в духовной области: науке, искусстве, в межличностных отношениях.

Самым выдающимся социальным философом Возрождения был Николо Макиавелли (1469–1527 гг.). Чрезвычайно высокую оценку Макиавелли давали многие выдающиеся умы Европы. Гегель в неоконченной работе «Конституция Германии» называет Макиавелли «гениальным», подчеркивая его трезвый ум, реализм. Маркс и Энгельс ставили Макиавелли в один ряд с такими фигурами, как Кампанелла, Гоббс, Спиноза, Руссо, Фихте, Гегель. Отечественные исследователи философии и культуры Возрождения А. Горфункель, В. Соколов называют Макиавелли самым последовательным и глубоким социальным философом.

Социально-философская концепция Макиавелли интересна его взглядами на природу государства, функции его, формы правления, на отношения государства и личности, роли и месте в структуре государства церкви, религии, морали и т.д. Не надо забывать, что Макиавелли был политическим деятелем, для него все эти вопросы были и практическими проблемами.


8769362087905768.html
8769395606814090.html

8769362087905768.html
8769395606814090.html
    PR.RU™